Пентаграмма анархии

Мы продолжаем публиковать тексты из 36 номера журнала "Автоном", который сейчас находится в печати.

Какой символ можно увидеть на эмблемах анархических организаций и на ляжках субкультурных див, равно как и на флаге братской африканской республики Гана? Это чёрная пентаграмма (пентакль) — знак, прочно вошедший в либертарный обиход. Пожалуй, каждому, кто использует пентакль, неплохо бы более-менее представлять себе его символическое значение. «Зачем ещё знать какие-то там метафизические трактовки символов?» - спросишь меня ты, мой секулярный товарищ. На это я смогу ответить только своим вопросом: «А зачем тогда вообще использовать символы?» Коль скоро уж графические идеограммы так притягивают нас, и, осознанно или нет, мы активно внедряем их в нашу жизнь, неумолимо возвращаясь во времена волшебных поверий, — то давайте разбираться с их значением. Рассмотрение символизма чёрного цвета — задача отдельная, её мы оставим до лучших времён. Сейчас сосредоточимся на пятиконечной звезде.

Про столь одиозный, одновременно столь отталкивающий и притягательный символ, как свастика, известно довольно много: трактовался он и как символ огня, и движения солнца по небосводу. Известен он был с глубокой древности, и до сих пор активно представлен в материальной этнографии: всевозможных народных вышивках, декоративных орнаментах на утвари и т. д. Однажды в мою голову стал настойчиво стучаться интерес, что же действительно означает другой знак — в изобилии присутствующий на моих значках и разбросанной по квартире прессе. Знак, одновременно набивший оскомину в свете всевозможного советского официоза, до сих пор активно представленного в нашей повседневности.

Из того материала, что мне удалось накопать, следует, что наиболее древние изображения пятиконечной звезды были обнаружены в археологическом материале Древнего Египта и относятся к додинастическому периоду (V — IV тыс. до н. э.). В более поздние периоды древнеегипетской истории пентаграмма в круге была известна как иероглиф Дуат. Здесь впервые сказывается многообразность смыслов и представлений, наполнявших пентаграмму. Дуат — страна мёртвых у древних египтян. Помещалась она, как указывал известный историк Р. И. Рубинштейн, под землёй (страна «совсем глубокая, совсем тёмная и бесконечная»), но в то же время ассоциировалась с ночным небосводом и его светилами, а также с горизонтом. Другие исследователи упоминали ещё и о том, что слово Дуат первоначально означало утреннюю звезду.

В другой мифологической системе Древнего Востока — вавилонской — пятиконечная звезда мыслилась как символ бога солнца Шамаша и, порой, его сестры, богини плодородия, любви и войны — Иштар. Иштар, в свою очередь ассоциировалась с планетой, которая ныне называется Венера. Любопытно, что в Центральной Америке, у ацтеков, одним из символов той же планеты также служил пентакль. Важно и то, что мифологические сущности, связываемые с пятиконечной звездой, часто имели выраженную связь с женским началом — например, Иштар или Дуат, что также персонифицировалась в образе «женщины-матери умерших, которых она ведёт на небо» (Рубинштейн).

Вероятно, из древневосточных культов пентаграмма перекочевала в символические системы ислама и христианства. В рамках последнего, между прочим, первоначально пентакль числился вовсе не как «символ сатанизма». Звезда была изображена, например, на печати римского императора Константина, покровителя христианства, признанного некоторыми церквями святым. На царской печати пентаграмма соседствовала с другим христианским символом — лабарумом, впоследствии одним из важнейших символов Византийской империи. Причём звезда на Константиновой печати была «перевёрнутой». Также встречается пентакль и на некоторых иконах. Существует трактовка, согласно которой у христиан пять лучей звезды обозначают пять ран распятого Христа (правда, первоисточник данной трактовки остался для автора тайной).

Известна пентаграмма и в средневековой Европе. В Германии одним из её названий был «ведьмин след» (немецк. Drudenfuß). Вместе с такой «негативной» коннотацией пентаграмма являлась обережным знаком, что нашло отражение в «Фаусте» Гёте, где демону мешает пройти начертанная при входе в дом пятиконечная звезда:

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь.

Тут коё-что мешает мне немного:

Волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Так пентаграмма этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной?

Каким путем впросак попался?

Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить,

И промежуток в уголку остался,

Там, у дверей, - и я свободно мог вскочить.

В английской поэме XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» подробно расписана семантика пентаграммы, помещённой на щите главного героя:

О, как чудесно шёл к нему щит благородный!

Зачем же знак пентаграммы на нём начертан,

Я вам открою, пусть это рассказ и задержит.

Установил Соломон тот знак однажды

И повелел почитать как верности символ;

Пять острых углов его образуют

С чертою черта, встречаясь в пересеченье.

В направленье любом бесконечны грани,

(Его «бесконечным узлом» зовут англичане).

Сей знак подобает лишь мужу кристальной чести;

И пять раз по пяти вершиной каждой

Гавейн воссиял ярче смарагда (…)

На пять своих чувств вполне Гавейн полагался.

Пять пальцев десницы его не подводили.

Он веровал крепко в пять ран Христа,

Распятого на кресте, как Писание учит.

И куда бы судьба ни бросала героя,

Превыше всего он был уверен,

Что силою полнят его в испытаньях,

Пять дивных радостей Девы Пречистой.

Здесь мы, помимо прочего, видим, что пентаграмма ассоциируется с библейским царём Соломоном. Вероятно, подразумевается его знаменитая царская печать. Обычно считается, что на ней красовалась шестиконечная «звезда Давида», а не пентаграмма, но здесь представлен альтернативный взгляд. Этот вопрос подводит нас к другому важному аспекту пентакля — его восприятию в качестве символа монархической государственной власти. Известна трактовка, приписываемая вавилонянам, согласно которой пятиконечная звезда символизирует власть царя (верхний луч) над четырьмя сторонами света (остальные лучи). Действительно, пентаграмма известна на печатях вавилонских царей и уже упомянутой печати римского императора. Также встречена она на монетах императора Александра Македонского. Кто знает, не тёмные ли духи монархии склонили осенённого пентаграммой Ленина и его последователей к установлению в России тоталитарного строя? Тема пентаграммы, как мистического клейма большевиков и антагониста православного креста, отражена в романе революционной писательницы Ольги Форш «Сумасшедший корабль». Там, деревенский знахарь, которого просят помочь большевику, страдающему от тифа, даёт такой ответ: «Святить коммуниста снаружи нельзя (…) всё наружное естество у коммуниста не под крестом, а под звездой. Но дать внутрь от властей не противопоказано, а для благодати даже спорочей. Святи его внутрь! (…) Запомни твёрдо одно: минуя кишечник, помочь коммунисту нельзя, потому что все наружные части идут у него под звездой! Ну, иди. Святи внутрь!»

Каким же образом пятиконечная звезда оказалась эмблемой у сторонников социальной революции — история отдельная. Вероятно, как старый религиозно значимый символ пентаграмма активно использовалась всевозможными оккультными обществами в Европе на рубеже Средневековья и Нового Времени, а от них она перекочевала к масонам — идейному течению, охотно прибегавшему к оккультизму и магии, и заодно вынашивавшему идеи о социальном переустройстве мира. Пентаграмма до сих пор занимает не последнее место в масонском символическом арсенале. Масоны, в свою очередь, имели определённое влияние на круги французских революционеров конца XVIII столетия. И вот — мы наблюдаем пентакль как знак воинского отличия в республиканской армии революционной Франции. Каким именно путём и при посредстве каких именно деятелей пентаграмма из недр оккультных сект взошла на революционные мундиры, установить затруднительно. Однако «масонский след» выглядит здесь наиболее вероятным. Устоявшись в качестве революционного и военного символа, пентаграмма начинает свою экспансию по многим странам и разным континентам. В XIX веке к ней начинают применять эпитет марсова звезда, подчёркивая её военную ипостась (Марс — римский бог войны). Вскоре, мы, например, можем видеть красную перевёрнутую звезду в качестве эмблемы 7-го корпуса армии северных штатов в ходе американской гражданской войны. А с 1827 года пентаграмма вводится и как знак отличия офицеров российской императорской армии (по Н. А. Соболевой). Нужно сказать, что всевозможные россказни про «сатанинскую» сущность пентаграммы (в том числе и перевёрнутой), по всей вероятности, также родом из XIX столетия с характерным для этого века бурным интересом светских пижонов к магии и оккультизму. Осмелюсь предположить, что сатанинский семантический ряд был попросту выдуман шарлатанами и фальсификаторами, подвизавшимися на ниве мистицизма.

Отметим цветовое осмысление «марсовой звезды». Она мыслилась (хотя, по-видимому, не строго обязательно) красного цвета. В культуре российских революционеров начала ХХ века Марс (как планета) порой воспринимался как символ общественного прогресса. Подтверждением тому фантастический роман «Красная звезда», написанный в 1908 году А. Богдановым, где изображается коммунистическое общество на Марсе. Однако вплоть до революции 1917 года, насколько известно автору этих строк, пентаграмма не была символом российских революционных организаций. Как сообщает исследовательница российской эмблематики Н. А. Соболева, весной 1918 года или чуть раньше «марсову» красную пятиконечную звезду утверждают в качестве эмблемы Красной армии. В качестве авторов такого проекта красноармейской эмблемы называют имена Л. Д. Троцкого и Н. И. Подвойского. Затем, в начале 20-х годов красная пентаграмма переходит с военной формы на гербы союзных республик и СССР, а вскоре — становится одним из символов международного коммунистического движения. Вероятно, именно в этот период возникает революционная трактовка пентакля как символа борьбы пролетариата на пяти населённых континентах. По всей видимости, в анархистскую иконографию пентаграмма перешла от большевиков в ходе культурной диффузии этих одновременно исторически близких и противоположных идейных течений. Мне неизвестно, в какие годы чёрная и чёрно-красная звезда обретает прочное место в анархистской среде, однако сегодня эти символы в нашем движении используются весьма широко.

Что же может значить для нас этот знак? Какие он таит в себе возможности и опасности? Негативной, несомненно, является его связь с авторитарным государственным началом, выразившаяся в связи пентаграммы с самовластными царями Древнего Мира и тоталитарной идеологией большевизма, а также в том, что соотносимые со звездой вавилонские божества порой также рассматривались как покровители правящих особ. Опасна и древнеегипетская связь пентаграммы с миром мёртвых Дуат. В то же время — где как не в запредельном мире, за горизонтом, среди отдалённых ночных светил обрести революционерам силы для невероятного изменения глобальной общественной парадигмы? И у кого как не у Шамаша-Солнца анархисту испрашивать поддержки в том, чтобы рассеять тучи господства и подчинения, тысячелетиями сгущавшиеся на ясном небосводе? Несомненно, стоит помнить нам и об обережной силе нашей звезды, способной оттолкнуть прочь наседающих буржуазных демонов. Вероятно, близок анархистам и «универсализм» пентаграммы. Некоторые религиозно-философские системы древней Греции и Китая (а ныне виккане) в универсалистском ключе воспринимали звезду как средоточие пяти стихий, из которых, по их мнению, состоял мир. Сюда же по смыслу относится идея объединения пяти континентов. Именно поэтому, кстати, пентаграмму в качестве своей эмблемы используют эсперантисты — изобретатели и популяризаторы общечеловеческого языка... В общем, сложный и неоднозначный символ, товарищи, сделали мы своей путеводной звездой. Будем же уповать на то, что заключённые в пентаграмме силы послужат во благо либертарному революционному проекту.

Товарищ Дима

Авторские колонки

Востсибов

Часто в комментариях возникает вопрос о том, сможет ли установившееся самоуправление ликвидировать эксплуатацию и собственно капитализм. Приводятся застарелые марксистские утверждения, что без ликвидации эксплуатации, товарного производства, частной собственности невозможно добиться преобразований...

3 месяца назад
11
ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

4 месяца назад
4

Свободные новости