Борьба продолжается: случайная смерть анархиста

В декабре 1969 года, после взрыва на площади Пьяццо Фонтана в Милане, полицией были задержаны десятки анархистов. Среди них оказался Пино Пинелли, секретарь итальянского Анархистского Черного Креста. Как и других, его подозревали в совершении теракта, однако впоследствии обвинения против него были признаны ложными. 15 декабря Пинелли выпал из окна полицейского участка в Милане. Полицейские объявили его смерть самоубийством, однако никто из соратников Пинелли в эту версию не поверил. Следствие посчитало смерть Пинелли случайностью, и все обвинения с участников его допроса были сняты.

17 мая 1972 года полицейский комиссар Луиджи Калабрези, один из тех, кто допрашивал Пинелли, был застрелен по пути на работу. Его убийство долгие годы оставалось нераскрытым, пока 16 лет спустя активист леворадикальной группировки Lotta Continua Леонардо Марино не заявил, что это он убил Калабрези по приказу лидера Lotta Continua, известного итальянского интеллектуала Адриано Софри. В результате Софри был приговорен к 22 годам заключения. Он так и не признал себя виновным.

События вокруг гибели Пино Пинелли стали всемирно известными благодаря посвященной ему пьесе нобелевского лауреата по литературе Дарио Фо «Случайная смерть анархиста». В спектакле зрителям предлагается выбрать один из двух альтернативных финалов: либо расследующую смерть анархиста журналистку подвешивают за окно, обрекая ее на гибель, либо взрывается полицейский участок. (В известной в Москве постановке Театра Сатиры сюжет и концовка изменены). Ильяс Фалькаев решил поговорить с Джанкарло Кастелли, бывшим участником Lotta Continua, о прошлом и настоящем.

Почему вы решили принять участие в Lotta Continua?

Ну, во всей Западной Европе в 70-х годах было большое левое и коммунистическое движение (уже критиковавшее советский социализм), которое в Италии, к примеру, шло в стороне от официальной Итальянской коммунистической партии (PCI). Оно было основано несколькими группами, такими как Potere operaio ("Рабочая власть"), Movimento studentesco ("Студенческое движение") и, возможно, самой большой (количественно) Lotta Continua ("Борьба продолжается"). В Италии и в Европе (возможно, в США тоже, но без конкретных социалистических идей, даже «либертарных»), эта большая волна протестов за «новое общество», за социализм и коммунизм, пересекалась на своем пути борьбы (больше всего в Lotta Continua) со свободой представлений о сексуальности, поведении, правах бедняков, свободе женщин и так далее. Вместе с книгами Маркса и Ленина читали таких авторов, как Вильгельм Райх, Рональд Лэнг (отец антипсихиатрии), Дэвид Купер и другие. Не все группы делали это: Potere operaio и другие, например, отказались от этого «либертарного духа», оставаясь на пути «ортодоксального социализма». Такого, как диктатура пролетариата, строительство коммунистического государства и т.д.

Мне было тринадцать, когда, учась в старших классах школы, я пошел на первую манифестацию: через месяц после путча в Чили, убийства Альенде и установления фашистского режима Пиночета. В те годы это радикальное движение было очень сильным и в течение многих лет на первых полосах газет говорилось о столкновениях на улицах между товарищами и полицией или фашистами: многие молодые погибли (с одной стороны и другой). Были выступления перед фермами в знак солидарности с работниками, оккупировали здания, протестуя против слишком высоких цен на квартиры, выступали за права студентов на «народную и общественную школу» и так далее. Важным годом перемен был 1977-й, когда, под влиянием в первую очередь феминистского движения, эти группы (не все, но большинство) оставили окончательно идеи «ортодоксального коммунизма» ради либертарных идей освобождения человека от буржуазного поведения, и все смешались в бесконечно общее движение без брендов (которое было названо «cani sciolti», что означает «потерянные собаки», смесь активизма и движения хиппи. С другой стороны, это может значить, что в этом новом образовании трансформация получилась более сильной, и, соответственно, противостояние на улице стало сильнее). Высветилась новая цель борьбы за права: даже право ходить в кино без оплаты, если кинотеатр был слишком дорогим. В этой невероятной ситуации я вырос и, поскольку когда мне было шестнадцать лет, убежал из семьи, я жил 24 часа с моими товарищами, в частной жизни и в общественной. Для этого был такой лозунг движения: «частное – это общественное».

Почему вы прекратили участвовать в Lotta Continua?

Так случилось, что впоследствии больше никто (как правило) не верил во все это. Этот большой накал страсти к переменам в мире со временем сдулся.

Каковы были основные акции Lotta Continua? Каковы были основные идеи Lotta Continua?

Как я уже говорил раньше, Lotta Continua зародилась в 1969 году в результате борьбы группы рабочих, эксплуатируемых после «экономического бума» в Италии в 60-х. После этого бума был, как обычно, экономический кризис, но с ответным давлением международного социалистического движения по всему миру. В Италии движение рабочих и студентов было сильнее, чем где-либо в Европе (может быть, за исключением только Франции, но в Италии более других движению был присущ идеологический марксизм-ленинизм). Но через несколько лет внутри этих групп родилось феминистское движение (во всех группах, но в Lotta Continua, наибольшей и наиболее либертарной, более всего), которое смешало все «карты в колоде»: стало недостаточным называть себя «товарищ», нужно было переходить к фундаментальным изменениям в реальной жизни. Так (но, возможно, я уже говорил об этом в другом ответе) все плоскости жизни взрезались в «дискуссии»: отношения между мужчиной и женщиной, сексуальная жизнь, отношения с психиатрическими болезнями (в те годы был в моде антипсихиатризм Лэнга и Купера) и психоделические наркотики. Но акции Lotta Continua были также направлены на проблему жилья (и захват пустых частных зданий бездомными), стоимости жизни (так LC организовала маленькие рынки в бедных кварталах с едой и товарами первой необходимости по дешевой цене) и «самостоятельное сокращение» счетов за электричество, газ и т.д. Конечно, все эти акции через несколько лет провалились (например, национальные агентства домашнего электричества и газа отправляли очень дорогие счета людям, которые занимались «самостоятельным снижением»). Но все это была лаборатория (временами наивная лаборатория) программирования новой жизни, самоорганизованной жизни. В политике нашим большим врагом была Коммунистическая партия Италии (PCI). Это может показаться странным (потому что все наши группы были марксистско-ленинскими), но это правда: для PCI наши группы (очень влиятельные в то время в Италии), казались препятствием для соглашения между PCI и DC, центристской партией (католической и консервативной). Лучше сказать, что для PCI мы были бОльшим врагом, чем фашисты, к примеру. Это была самая большая коммунистическая партия в Западной Европе, но растерявшая всю свою силу (и влияние). Сегодня ее наследницей является PD (демократическая партия) премьер-министра Ренци, поддерживающего крупный капитал. Ренци противодействует трудовым правам сильнее, чем Берлускони (правое крыло). Берлускони действовал не так плохо по отношению к рабочим или государственной системе образования, как делает сегодня Ренци. Ренци, одним словом, гиперлиберал в экономике.

Что вы думаете о суде против Адриано Софри? Был ли он невиновен или нет?

Я не знаю, виновен или нет Адриано Софри. Я думаю, странно себе представить, чтобы он был убийцей. Но сейчас (и уже с давних времен) кто-то снова пишет новую, фальшивую историю. Тем временем такие активисты, как Софри, и многие из основных лиц Lotta Continua стали «мейнстримом»: в культуре, в политике, журналистике и т.д., а кто-то сейчас после стольких лет стал правым крылом. (Сидя в тюрьме, Софри стал колумнистом таких консервативных и центристских изданий, как Il Foglio, La Repubblica и принадлежащая Берлускони Panorama – прим.) Каждый раз, к сожалению, случается этот феномен. Кто-то сказал: кто родился поджигателем, умирает пожарным.

Думаете ли вы, что Lotta Continua были предками современного движения Occupy, потому что они были первыми, кто провозгласил «Не голосуйте – захватывайте» во время выборов в 1971 году? Как вы думаете, автономистское движение в целом было полезным или нет? Оказывает ли оно какое-то влияние на современную жизнь в Италии?

Сегодняшние движения типа Occupy очень отличаются от тех в 70-е: во-первых, потому что больше нет никакой возможности изменить мир полностью - как тогда, когда люди верили в марксизм-ленинизм. Может быть, и хорошо, что так. Иллюзиям очень трудно выжить. В то же время, отсутствие перспективы отнимает силы на борьбу, и это является причиной того, что сегодняшние движения настолько слабы. Возможно, последним большим движением было выступление антиглобалистов в Генуе в 2001 год, но оно прожило всего одну ночь.

А сейчас вы принимаете участие в политической деятельности или нет? Если да, то в чем заключается ваша деятельность?

Я могу сказать про себя, что удовлетворен своей жизнью. Во-первых, потому что я снова сражаюсь: в течение многих лет я живу в сквоте, который является моим домом, и я живу хорошо (да, я журналист, но не богатый журналист). Но, что более важно, я использую те же аналитические инструменты для интерпретации жизни, что и в моем «революционном времени» в 70-х годах. И я должен сказать, что многое (не все, но многое) из этого анализа оказалось правильным даже сегодня, в 2015 году. Нужно использовать только «оружие причин», без догматизма. Я имею в виду, что в 70-х были такие сильные «идеологизм» и «схематизм», которые являлись умственной структурой, автоматически дававшей «правильные» ответы на все. Теперь, сегодня в 2015 году, без этих умственных структур, я вижу, что идеи 70-х были по большей части очень правильными и не только: эти инструменты анализа общества, человеческого существования и поведения так драгоценны, потому что без идеологизма дают вам тот же самый результат, но с оружием чисто логическим, а не только потому что я нахожусь на одной стороне или другой. И в этом для меня элемент большого удовлетворения. Временами, со всеми моими ошибками в те годы и в большой части моей жизни (я, например, был наркоманом в течение многих лет, до 92-го - теперь я в порядке и даже не пью алкоголь и не использую ничего больше) я могу с гордостью сказать, что жил фантастической жизнью 70-х, но также и 80-х.

Беседовал Ильяс Фалькаев

Материал был подготовлен для грядущего 37 номера журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости