Голодовка: Зачем начинать и как закончить?

Даже связанные по рукам и ногам продолжают борьбу. Когда в руках нет оружия, когда рядом нет друзей, загнанные в клетку или просто изолированные от общества, держа удар государственной машины, решившие идти до конца, находят возможность действовать. Отказ от приёма пищи - выбор людей стальной воли. Тех, кто готов поставить на кон своё здоровье и даже жизнь.

Вчера и сегодня

Голодовка – это оружие, и, как с любым оружием, с ней нельзя шутить. Если ты не уверен в себе, если не уверен на 100%, что это - единственный возможный способ сопротивления, и он будет нести какой-то смысл и какие-то последствия кроме собственных болезней - лучше не начинать. Нам не нужны мученики, нам нужно достижение целей. Мы не должны переоценивать и недооценивать голодовку, как и любое оружие, которое мы держим в руках. Помня о том, какую силу она несёт, мы не должны забывать и о героях, отдавших свои жизни, решив идти до конца. О зоозащитнике Барри Хорне, приговорённом к 18-летнему заключению за поджоги и разрушение имущества компаний, связанных с вивисекцией. Будучи в тюрьме, Барри трижды объявлял голодовки. Последняя из них продлилась 68 дней и завершилась гибелью эколога от печеночной недостаточности. Мы должны помнить о Хольгере Майнсе, участнике первого поколения RAF, вместе со своими товарищами голодавшем в тюрьме. Майнс добивался лишь гласного суда, возможности выступать вместе со своим адвокатом и вызывать свидетелей защиты. Он так и не отступил и скончался после восьминедельной голодовки. Западногерманские таблоиды печатали фото мертвого партизана на первых полосах. Совсем еще недавно красивый молодой парень, которому не было тридцати, был больше похож на старика, истощавшего, заросшего бородой. Не стоит забывать и о русских анархистах, умиравших в 30-х годах в сталинских концлагерях, отказываясь от еды до тех пор, пока им не вернут статус политических заключенных.

Всё новые и новые случаи сознательного отказа от употребления пищи в заключении происходят и в наши дни. Можно назвать хотя бы чилийских анархистов, обвиняемых во взрыве посольств Щвейцарии и Чили в Италии и других «бомбовых» атаках. Отказавшись от еды, они требовали своего немедленного освобождения, прекращения судебных и полицейских фальсификаций и отмены чилийского 282 - «антитеррористического» закона. Всего голодало 9 из 14 задержанных. Их требования, разумеется, не были выполнены – собственный престиж для государства важнее молодых «бандитов». Но по всему миру развернулась компания солидарности с чилийскими товарищами, и о героях узнали по всему миру – от Австралии до Беларуси. Кстати, летом 2011-го, во время массовых акций протеста учащихся и преподавателей в столице Чили Сантьяго, 30 школьников объявили голодовку в знак протеста против платного высшего образования и перехода на «Болонскую систему». Она вкупе с большими манифестациями и массовыми беспорядками имела большой резонанс в международных СМИ.

На другом полушарии, в греческих тюрьмах, совсем недавно голодали бомбисты из «Заговора огненных ячеек», требуя справедливого суда и прекращения репрессий над их товарищами на воле, не участвовавшими в городской герилье и попавшими под каток государственной машины исключительно за знакомства с людьми из «ЗОЯ». Голодовка участников «Заговора» продлилась десять дней и прекратилась из-за разногласий среди заключенных. Одна из них – Константина Каракатсани – вопреки общему решению заявила, что не отказывается от услуг предоставленных государством адвокатов. По мнению остальных, такая позиция нарушила их единство, и продолжать голодовку стало бессмысленно. Участники «ЗОЯ» получили тюремные сроки от 3 до 25 лет.

В Турции отказывался от приёма пищи Осман Евкан. Попав в 1992 году на 30 лет за решетку по обвинению в экспроприациях и участии в марксистско-ленинистской организации, Осман уже в заключении стал анархистом и веганом. Тюремное начальство отказывалось кормить его качественной веганской едой. Эвкан сообщал в письмах, что ему давали грязную пищу, нередко напичканную химикатами и вредными добавками. Поначалу он покупал еду на свои деньги, но потом пошел на радикальный шаг. В случае с Эвканом тюремное начальство действительно испугалось голодовки, и анархист добился своего – права на достойную веганскую еду.

Наконец, в Санкт-Петербурге голодовку объявлял Филипп Костенко, дважды подряд арестованный на 15 суток, якобы за участие в несанкционированных акциях протеста и нарушение общественного порядка, а фактически – за свою политическую и правозащитную активность. Филипп требовал освободить всех задержанных во время мирных акций протеста против партии власти и сфальсифицированных выборов в Госдуму. Несмотря на ухудшение состояния здоровья Костенко продолжал голодать все первые 15 суток, но после повторного заключения смысла в голодовке осталось мало – все задержанные ранее уже были на свободе, и Филипп возобновил прием пищи. Политическая активность Костенко, не остановившаяся даже взаперти, продолжала раздражать полицейских и после его выхода на свободу. Филипп неоднократно получал угрозу от сотрудников центра по противодействию экстремизму, а 3 февраля на него напали неизвестные, сломав Костенко ногу.

Нарастающая волна народного недовольства по всему миру, рост активности левых сил и прямопропорциональный ему рост государственных репрессий говорят о том, что голодовки будут объявляться всё чаще. Даже на момент выхода этой статьи в печать список, приведённый выше, пополнится новыми товарищами, столкнувшимися с репрессиями или решившими проявить радикальный акт солидарности отказом от еды. Будут появляться они и в дальнейшем, кто-то от легкомыслия и на романтической волне, кто-то осознанно, попав в безвыходную ситуацию и трезво взвесив свои силы и необходимость такой формы борьбы.

Восстановление

Важно не только перенести голодовку, но и правильно выйти из неё. Советский диссидент Анатолий Марченко, отбывая очередное наказание в лагере, держался без еды 117 дней, требуя освободить политических заключенных СССР. А через 12 дней после того как вышел из голодовки, был госпитализирован. В последний раз в жизни.

Основной совет прекращающим голодовку – делать всё постепенно и прислушиваться к своему организму. Начинайте есть понемногу и, если нет рвоты, увеличивайте порции. Потенциальной проблемой для восстановления может стать нарушение микрофлоры кишечника. Поэтому в идеале для усвоения пищи желательно съесть полезных бактерий (бифидум-бактерин) и пробиотики, еду для бактерий (например Эубикор). Бактерии помогают нам переваривать еду. Поскольку во время голодовки они могут умереть, их нужно заново поселить и накормить. А только потом кормить себя.

В идеале питанию должен предшествовать приём глюкозы. Выпейте 50 грамм глюкозы, которую капают в вену больным, она продаётся во всех аптеках. Сделайте перерыв и, если организм не противится, повторите приём. Тем самым вы получаете уже готовую энергию, не требующую переваривания. Её должно хватить для усвоения первой порции пищи. После 2-3-х приёмов глюкозы вы должны почувствовать небольшой прилив сил. Если это произошло, и нет рвоты, через 30 минут можно приступать к еде. Начинать лучше всего с овощного супа. Картошка, морковка, брокколи, цветная капуста – всё должно быть мелко нарезано. После 2-3 ложек подождите. Если нет тошноты, продолжайте. Хлеб лучше потреблять отрубной, в нём грубая клетчатка, а она пригодится. Обычный хлеб не рекомендуется. В первый день стоит воздержаться и от любого масла. Если организм хорошо принимает малое количество пищи, лучше увеличьте её объём, более сложные блюда из привычного рациона лучше оставить на потом. Первое время рекомендуется употреблять растительную пищу, овощи и фрукты. Не приветствуется сырая еда. Невегатирианцы могут добавить к этому молоко и рыбный бульон, но нежирный.

Если на каком-то этапе началась тошнота, и организм не принимает пищу, нужно подождать несколько часов и вернуться на предыдущий этап. Будьте аккуратны с нагрузками. Старайтесь увеличивать их, но постепенно. После длительной голодовки даже приём пищи – испытание для вашего организма. К интенсивным нагрузкам стоит переходить только после полного восстановления пищеварения, если нет проблем с тошнотой и стулом.

Берегите себя! И не сдавайтесь никогда!

Аркадий

См. также полемический ответ на эту статью: "Голодовка или диета?"

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости