Это третья часть серии ”Интерсекциональный феминизм и антикапитализм”, первая часть и вторая часть которой были опубликованы ранее.
Подкаст-версия: Soundcloud, Spotify.
У капитализма нет единой идеологии, в рамках капитализма их можно выделить две: либерализм и консерватизм. Внутри обеих – множество школ, которые конфликтуют между собой. Общая линия либерализма – избавление от всех наследственных иерархий и прочих препятствий свободному рынку, и создание ”равенства возможностей”. У консерваторов нет никакой общей линии, они – сборная солянка различных действующих лиц, которые стараются либо препятствовать развитию общества, или вообще вернуться в прошлое. В период экономического подъёма капитализм является либеральным, поскольку он пытается вовлечь в рабочее движение всё больше людей. Во времена кризиса капитализм опирается на консерватизм – внезапно вспоминает, как хорошо быть домохозяйкой, депортирует мигрантов и останавливает миграцию рабочей силы, таким образом уменьшая общее количество работников.
В течение последних 200 лет было намного больше экономического роста чем спада, поэтому либерализм преобладал над консерватизмом. Изначально консерватизм был движением, которое стремилось спасти остатки феодализма, насколько это вообще было возможно. Но цели консерватизма постоянно меняются по мере того как либеральные или социальные требования прошлого (как, например, избирательные права женщин или 8-часовой рабочий день) становятся упрямыми фактами, с которыми консерваторы уже не могут спорить или отрицать их. Тогда проект упразднения консервативных пережитков вчерашнего дня (например, брака как "союза мужчины и женщины") становится частью либеральной повестки дня сегодняшнего.
Сексизм и расизм – формы дискриминации на основе врожденных признаков. Современные формы расизма и сексизма возникли относительно недавно, но, само собой, их логика ближе к феодализму, чем к капитализму (или к тем формам производства, которые были ещё примитивнее феодализма, как, например, рабство в США). Историческое развитие капитализма сократило пространство расизма и сексизма. Антикапиталистический феминизм не сможет ужиться с капитализмом, но интерсекциональный феминизм, в котором критика классовой дискриминации заменила критику капитализма, не только сможет выжить в условиях капитализма, ему даже выгоден триумф капитализма.
Первые феминистские и женские партии возникли уже в 1920-х годах, но большинство феминисток всегда оставалось вне их. Партия – способ организации ХХ века, а неформальные феминистские сети – способ организации XXI-го века. В 2010-х годах феминистское движение и дискуссии распространились подобно взрыву, во многом благодаря интернету. Сетевая форма самоорганизации феминисток существовала уже с 60-х годов, но интернет и формы производства XXI века реализовали потенциал этого способа организации движения совершенно новым образом.
То есть, интерсекциональность и феминистский способ организации сопоставимы с современной системой производства. Интерсекциональность осуждает жестокость, которая связана с устаревшими формами производства, например расизм и сексизм, которые прежние формы производства поощряли. Современным формам производства присущи свои формы жестокости, но всегда проще выступать против уже устаревшего.
Маргинализация критики капитализма внутри феминизма не означает, что феминизм не занимается вопросами материального производства. Движение #МеТoo, и его российский эквивалент #яНеБоюсьСказать против сексуальных домогательств – сугубо материалистические движения, поскольку одна из целей сексуальных домогательств – лишить женщин (и вообще всех не-мужчин) части плодов производства, исключить их из множества отраслей, не давая занимать целый ряд позиций. Феминистская борьба всегда была материалистической.
В прошлом феминизм был вынужден бороться, чтобы не стать маргинализированным внутри социализма. Теперь антикапитализм вынужден бороться, чтобы не стать маргинализированным внутри феминизма. Нельзя сказать, что это перемена к худшему или к лучшему, это просто результат современных реалий в производстве. Антикапиталисты должны адаптироваться к новой ситуации, которая определена развитием средств производства, и общества в целиком.
О (не)возможности создания универсальной теории угнетения
Главное понятие марксисткой теории власти – эксплуатация. Главные понятия интерсекциональной теории власти – дискриминация, привилегии, неравенства и угнетение. Главные понятия анархической теории власти – угнетение, иерархии, авторитет и господство.
Центральность понятия угнетения объединяет анархизм и интерсекциональность, по набору понятий они ближе к друг другу чем к марксизму. Освоение антикапитализма анархистами не было очевидным, и действительно, исторически многие анархо-индивидуалисты боролись больше против ”буржуев и буржуазии” чем против капитализма. Антикапитализм стал центральным аспектом анархизма после того, как Кропоткин и другие ранние анархо-коммунисты освоили анализ Маркса об капитализме, и интегрировали его в анархизм. Если бы анархизм возник не в 1840-х годах, а в 1980-х годах, то, возможно, он, наоборот, развивался бы в том же направлении, в котором в итоге развивался интерсекционализм.
Вряд ли у интерсекциональности будет свой Кропоткин, который сформировал бы новый синтез. Различные марксистские и анархические группы время от времени вспоминают о текстах коллектива реки Комбахи (CRC), белл хукс и других феминисток-социалисток, и высказываются за интерсекциональность и против капитализма. Но я сомневаюсь, что эти тексты распространяются за пределами марксистских и анархических кругов. Аудитория интерсекционалистов в 100 раз больше, чем аудитория анархистов или марксистов, и им неинтересно что феминисты 70-х годов думали о капитализме.
Судя по всему, обещая универсальную теорию угнетения и противодействия угнетению, ошибались все - и марксизм, и анархизм, и интерсекционализм. Разные виды угнетения настолько отличаются друг от друга, что их невозможно осмыслять через общие понятия, и следствием подобных попыток является искаженное зеркало. Даже Фуко не смог создать ”теорию всеобщего угнетения”. Лучшая теория капитализма – у марксистов, лучшая теория дискриминации – у феминисток, лучшая теория взаимоотношений между индивидом и обществом - у анархистов. Любые попытки применить один из этих аппаратов ко всем этим областям, скорее всего, будут таким же провалом, как маргинализация критики капитализма внутри интерсекционального феминизма.
Антти Раутиайнен
Комментарии
Либералим не против передачи
Либералим не против передачи капиталов по наслеству
Добавить комментарий